


На берегу горьковского водохранилища "WAFEst" проводится уже в пятый раз. В этом году на ЭКО фестиваль из разных уголков нижегородской области съехалось рекордное колличество участников - более двух тысяч человек
![]() |
![]() |
![]() |
6 загадок Нижегородчины
Старому (можно уже с достоинством говорить – «древнему», Нижнему без нескольких лет почти 8 столетий) городу пристало иметь городские легенды.
Их есть у нас – на любой вкус: легенда про убиенную девицу, предание о проклятом семействе, пара легендарных озер и даже река, которая перед концом света выйдет из берегов и затопит весь свет.
Старцев Угол ? ? |
Коромыслова башня
Коромыслова башня Нижегородского Кремля - это угловая башня, стоящая на откосе ровно над местом соединения Почаинского и Зеленского съездов. Башня эта является самой хорошо сохранившейся белокаменной башней нижегородского кремля.
Кроме того, она, в отличие от большинства башен, получивших название по ближайшим к ним церквям (Георгиевская, Борисоглебская, Зачатьевская) или прямому назначению (Пороховая, Часовая, Кладовая), носит не очень-то героическое имя – Коромыслова.
С названием её связана история, которую знает, пожалуй, каждый нижегородец с малых лет. Именно эту сказку рассказывают всем местным детишкам. Правда, по мере взросления чада к ней обычно прибавляют все новые и новые, порой жутковатые подробности. Существует два варианта легенды о названии башни.
Вариант первый. Сказ о падающей башне, хорошей жене и коварных каменщиках
Случилось это во времена, когда Кремль нижегородский только строиться начинал. И была башня на откосе у реки Почайны первой, которую заложили каменщики. Работали они целый день, а к ночи разошлись на отдых. Утром же увидели, что всё, сделанное ими днем ранее, рухнуло, и нужно им все начинать сначала. Вновь начали строительство работники, и вновь на следующее утро увидели стройку в руинах.
На третий день обратились они к старейшинам города, и сказали им старейшины: чтобы Кремль был крепким и стоял долго, нужно в фундамент его замуровать первое живое существо, что приблизится поутру к месту стройки. На том строители и порешили.
На следующее утро стали поджидать каменщики – кто же первый подойдет к месту стройки. Первой оказалась молодая жена посадского человека – красавица и умница Алена, к тому же, в то время ожидавшая ребенка.
В то утро она раньше всех в Посаде поднялась, взяла коромысло и пошла к речке Почайне за водой. Её-то каменщики и схватили, замуровав живьем вместе с ведрами и коромыслом. Муж Алены, узнав о такой страшной участи жены, бросился с отчаяния в Волгу.
Но, говорят, именно потому столько лет и стоит нижегородский Кремль, потому лучше всех башен и сохраняется Коромыслова – нипочем ей ни снег, ни зной, ни татарские набеги, ни немецкие бомбежки.
Вариант второй. Сказ о татарской осаде, храброй девице и доблестном коромысле
Как-то осадила Нижний Новгород несметная татарская орда. Много дней держал осаду город, но силы защитников уже были на исходе, а запасы провизии подходили к концу. Но это было ещё полбеды - коварные татарские лазутчики отравили все колодцы, и жажда одолевала каждого мужчину, женщину и ребенка в городе.
Тогда нашлась храбрая девица, которая, никому не сказавшись, вышла рано утром по тайному ходу из крепости и под покровом тумана прошла мимо вражеских патрулей прямо к речке Почайне. Только набрала она полные ведра воды да в обратный путь собралась, как вышли из утренней мглы татары.
Но не растерялась девушка – вступила в неравную схватку, да так бойко и отважно орудовала она коромыслом, что дюжину мужчин убила, прежде чем схватили её и закололи. Призадумались тогда татары: «Коль в граде этом девицы таковы, так каковы ж тогда мужчины?» Сняли татары осаду и ушли.
А девушку ту благодарные нижегородцы похоронили под башней – вместе с коромыслом, как воина с его оружием по обычаю хоронят. С тех пор и зовется башня Коромысловой.
Почайна
Рядом с нижегородским Кремлем протекала раньше река – Почайна. Говорят, назвал её так сам Юрий Всеволодович, основатель и покровитель города – из-за сходства с киевской Почайной. Эти две реки даже постигла одна и та же судьба – они сгинули в пыли веков. Ныне не существуют ни наша Почайна, ни киевская. Но разговор не о том.
С нашей речкой связана любопытная и немного жуткая история.
Сказ о святом Макарии, недобрых бабах и большом камне
Говорят, как-то плыл вниз по Оке святой Макарий (тот самый, что основал наш знаменитый Макарьевский монастырь).
Плыл он плыл, да и причалил к пристани в устье речки Почайны подле Нижнего Новгорода.
Что ему здесь нужно было – история умалчивает, зато в красках рассказывает – как приняли его нижегородски бабы, стиравшие на пристани белье.
Макарий показался им оборванным, бедным и наглым (то ли хлеба у них попросил, то ли молока), за что и был бит мокрыми простынями да вальками.
Неудивительно, что святой старец на это жутко разобиделся. Разобиделся, да и проклял град на Стрелке (вот так святой старец!).
И вот что было в его проклятии: сказал он, что речка Почайна пойдет вспять, да вся скроется под огромным валуном, что лежит у её истоков.
Но когда настанут последние дни и начнется светопредставление перед Страшным Судом, камень тот сдвинется с места. А из-под камня выступит вода, и будет её столько, что затопит она весь город и все округи его.
Легенда эта, в свете того, что нагорная часть Нижнего находится на 100-метровых холмах, действительно производит впечатление довольно жуткое.
Особняк Каменских
Эта легенда – из разряда светских. Ничего здесь под землю уходить не будет, но жутковато будет определенно. Особняк Каменских стоит в центре Нижнего Новгорода, на Верхне-Волжской набережной и знаком – хотя бы внешне – каждому нижегородцу.
В нём до 1918 года жила семья Каменских, владевшая собственным речным пароходством. Несчастья начались, когда в марте предприятие семьи национализировали, а глава семейства, Федор Михайлович Каменский, был арестован ЧК по обвинению в неуплате налога.
В октябре того же года семья выехала в Москву к родственникам, причем уезжали чуть ли не тайком, оставив все вещи и спрятав ценностей на немыслимую сумму внутри особняка.
Говорили, что Каменские собирались «переждать волнения» и вернуться обратно в родной город. Но не вышло.
И вот дом с замурованным в нем кладом переходил из одних советских рук в другие, пока, наконец, в 1973 году клад не обнаружили при ремонте здания.
И этот клад наделал бед – в доме начали слышаться странные звуки и шаги, шорохи, по вечерам в палисаде особняка виднелись странные темные силуэты…
Рабочий, который нашел клад, был обвинен в краже и сослан в лагеря, пострадав за пустые коробки из-под яиц Фаберже – Каменские прихватили их с собой ещё в 1918, но КГБ бедному рабочему не поверило.
С тех пор чертовщина в доме не прекращается, следуя за каждым предметом из коллекции, которая сейчас распределена по филиалам Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника.
Немало легенд и в Нижегородской области. Самые известные - об озерах Светлояр и Свято.
Светлояр
Озеро Светлояр, почитающееся в России святым, находится неподалеку от села Владимирское в Воскресенском районе Нижегородской области. Местная легенда тоже не обошлась без небезызвестного Юрия Всеволодовича (того самого князя, что Нижний основал).
Ни одно современное исследование существование на берегу озера города не подтвердило. Не нашли водолазы и следов пребывания человека на дне озера. Но наука в делах легендарных и тем более религиозных учитывалась всегда крайне мало. Зато теперь у нас есть великолепное и будоражащее воображение сказание о граде Китеже.
Сказ о великом князе Юрии, двух Китежградах и вездесущей орде
До того ещё, как основан был Нижний Новгород, заложил Юрий Всеволодович на Волге град Малый Китеж. Город этот и поныне стоит, только зовется по-другому – Городец.
Всем город был хорош и прекрасен, да только как же Малый Китеж без Большого? Тогда великий князь, взяв с собой дружину и строителей, перешел через три реки – Узолу, Санду и Керженец – и вышел к дивному, как, по преданию, сказал князь – «зело прекрасному» - месту – озеру Светлояр.
Здесь и повелел князь поставить город, и нарек его Большой Китеж. Долго ли, коротко ли стоял Большой Китеж, да только беда пришла: татары к Малому Китежу подступили. Да не просто татары – а во главе с ханом Батыем.
Разгромили они Малый Китеж, брата князя убили, а сам князь в Китеже Большом укрылся. Сам Большой Китеж спрятан был в глуши лесов, и тайные тропы и дорожки к нему ведущие знали немногие, но один из знающих – Гришка Кутерьма – под пытками все Батыю рассказал.
Подступили тогда татары и к Большому Китежу, и остановились в недоумении: город тот не имел ни одного укрепления, и никто из жителей его не изготовился к битве, все они лишь усердно… молились. Обрадовался Батый и пошел на город, да только не тут-то было: город внезапно скрылся в волнах озера, и орде ничего не оставалось кроме того, как уйти с пустыми руками.
С тех пор почитается озеро Светлояр как священное и, по преданию, лишь те, кто чисты душой и помыслами, могут в редкие дни на озере видеть словно в дымке купола китежских церквей и слышать перезвон их колоколов.
Озеро Свято
Ещё одно загадочное нижегородское озеро расположено недалеко от села Дедово Навашинского района. И, хотя знаменито оно меньше Светлояра, легенд здесь не в пример больше. Начать хотя бы с его удивительной формы – его контуры напоминают силуэт человека, чья голова… (и вот сейчас будет жутковато) отделена от тела. Две части озера соединяются протоками.
Считается, что 12 вековых сосен, растущих по его берегам символизируют 12 апостолов, а 3 сросшиеся березы, растущие у «головы» - божественное триединство. Здесь же, в этой заводи-«голове», по преданию, ушел под воду Русаковский монастырь – история его аналогична истории со светлоярским Китежем.
Только здесь история действительно похожа на правду: водолазы, исследовавшие дно озера, нашли деревянные доски и остатки строений, так что не исключено, что монастырь действительно был и скрылся в волнах озера. Причем этот факт легко объяснить: местность полна карстовых провалов (в одном из них и расположено озеро), так что не исключено, что в древности ещё один такой провал и похоронил монастырь на дне водоема.
Существует две основные и самые старые легенды и Русаковском монастыре. По одной из них в ближайшем селе играли веселую свадьбу, и молодые должны были венчаться в монастырской часовне. Но как только веселая свадьба вошла под своды церкви, озеро расступилось и поготило часовню вместе со всеми, кто в ней находился. В село приехала лишь наряженная для свадьбы, вся в лентах и колокольцах, свадебная коляска…
Но есть и вторая версия.
Сказ о провалившемся под земь монастыре, девице Настасье и её возлюбленном князе
Жила-была как-то в соседнем с озером селе девушка – по происхождению она была татарочка-подкидыш, но все местные любили её, потому что была она умна, красива да пригожа. Влюбился в неё местный князь, бывший в ту пору в монастыре на богомолье. Стали они тайком встречаться – то Настя по подземному ходу в монастырь придет, а то он, лес перейдя, заглянет.
Вот как-то в очередной раз Настасья шла по ходу в монастырь, но лишь вышла на поверхность – увидела, что и церковь монастырская, и стены, и все люди внутри этих стен скрылись в волнах озера. Причиной тому было нападение татар, которые хотели осквернить и разграбить монастырь. Всевышний же защитил от бесчестья всех, кто был в монастыре и скрыл его с лица земли.
Остолбенела Настасья, видя все это. Тут-то схватили её татары и замуровали внутри подземного хода. С тех пор, говорят, в том месте, где ход раньше на поверхность выходил, можно плач молодой девушки услышать, а иногда, в тихие вечера – колокольный звон на озере.
Есть в местных деревнях одна история-«страшилка», которую рассказывают из поколение в поколение. И она тоже связана с монастырем. Точнее, с монахом.
Сказ о лунных ночах, страшном монахе и его лодке
Говорят, в теплые летние ночи, когда луна становится полной, на черной глади озера Свято можно видеть перевозчика-монаха, чье лицо скрыто под большим капюшоном.
Стоя на лодке он беззвучно скользит по озеру, не притрагиваясь к веслу, и лодка несет его сама по себе.
Не причиняет зла монах живым, однако откликается на зов отчаявшихся: если кто окликнет кго и попросит перевезти через озеро, молча причалит к берегу и так же молча впустит на лодку.
Но обратно тем, кто взошел на лодку, пути уже нет. Как античный Хирон, перевозит монах людей через озеро: кто раз в его лодку вступит, того уже никто и никогда из живущих не увидит.
Чем удивительно озеро Свято – даже в наше время на нем происходит множество чудес.
Сказ о годе 2007, алых лилиях и лике Богородицы.
Буквально несколько лет назад, в 2007 году вокруг озера поднялась невероятная шумиха: на озере выступил песчаный островок, формой поразительно напоминающий лик мадонны с младенцем с картины Да Винчи.
Тогда же на озере расцвели удивительные алые лилии, совершенно для этих мест не характерные.
Владельцы турбазы (а их на озере теперь множество), в акватории которой были явлены чудеса, мигом раздумали строить на берегу развлекательный комплекс и бросились к местному батюшке, а тот, в свою очередь, привел паломников. Так, легенды об озере Свято не только живут века, но и регулярно обновляются.
Старцев угол
Старцев угол – местечко, расположенное в Сеченовском районе. По преданию, во время похода Ивана Грозного на Казань, именно на этом месте ему явился святитель Спиридон Тримифунтский и повелел строить храм, что тот и сделал.
Однако, как только татары вступили на русские земли и подошли к храму… (да-да, вы уже догадываетесь, что произошло) храм, коль скоро здесь не было озера, просто скрылся под землю.
Удивительна во всей этой истории не сама легенда, а то, что происходит на этом месте сейчас.
Сейчас на месте, где некогда стояла Спиридоновская церковь, появился так называемый «лысый бугор» - холмик, растущий с каждым годом все выше и выше.
Верующие говорят, что это храм пытается пробиться своим куполом из недр земли. Кто знает – может и правда.
В Старцевом углу бьют три ключа, тоже, кстати, довольно странных – состав воды в трех источниках, находящихся в непосредственной близости друг от друга, совершенной разный, и стоит маленькая часовенка.
Процедура паломничества здесь такова: каждый должен испить из родников, окунуться в купели, помолиться в часовенке и трижды прикоснуться к «лысому бугру».
|