Booking.com

Cанаторий и пансионат: в чем разница?

Пансионат и санаторий - понятия, вроде бы, разные, но вот чем конкретно первый отличается от второго, сказать бывает довольно затруднительно. Чтобы разобраться - какому из заведений отдать свое предпочтение, нужно разобраться - чем одно отличается от

Читать

250x250 Индия

970*90

Государственный художественный музей

музей
Адрес: Нижегородский Кремль, 3
Телефоны: 439-13-73
Сайт: http://www.artmuseumnn.ru
E-mail: art.museum.nnov@mail.ru
Специализация: живопись и скульптура
Время работы: 11.00 - 18.00 (пн, ср, пт, сб, вс), 12.00 - 20.00 (чт), выходной - вторник
Входной билет: Взрослые: 120-200 рублей; Учащиеся, пенсионеры: 70-130 рублей

О музее

Нижегородский государственный художественный музей является одним из старейших региональных музеев России. Инициатива его создания принадлежит двум художникам, заложившим основу собрания – профессору Академии художеств Николаю Андреевичу Кошелеву (1840-1918) и историческому живописцу Андрею Андреевичу Карелину (1866-1928), сыну известного нижегородского фотографа А.О.Карелина. Официальное решение о создании музея было принято на заседании Городской думы 14 июля 1894 года. В ходе его организации городские власти решили объединить вновь создаваемый художественный музей с уже существовавшим историческим, так называемым «Петровским домиком».

Торжественное открытие нового музея в Дмитриевской башне кремля, приуроченное к проведению в Нижнем Новгороде Всероссийской художественно-промышленной выставки, состоялось 25 июня (ст. ст.) 1896 года. Объединенный музей получил название «Нижегородский Городской Художественный и Исторический музей». В последующие годы оно не раз менялось в связи с различными реорганизациями, в 1934 году произошло официальное разделение музея на два самостоятельных учреждения.

До революции музей пополнялся за счет даров Академии художеств и частных пожертвований. Основу первоначальной коллекции составили полотна, подаренные А.П.Боголюбовым, И.Е.Репиным, А.А.Карелиным, Н.А.Кошелевым, К.Е.Маковским, А.П.Рябушкиным и другими известными живописцами. Значительную роль в комплектовании сыграл Максим Горький, благодаря которому в коллекцию вошли картины Б.М.Кустодиева, Н.К.Рериха, М.В.Нестерова и др. После 1917 года источниками поступления стали национализированные дворянские собрания, Государственный музейный фонд и другие организации. Большое число произведений было приобретено благодаря собирательской деятельности музейных сотрудников.

Музей занимает два исторических здания, расположенных в центре города и являющихся памятниками архитектуры и градостроительства федерального значения:

  • здание бывшего губернаторского дворца (Кремль, корпус 3; построено в 1837-1841 по проекту архитектора И.И.Шарлеманя);
  • дом бывшего городского головы, купца Д.В.Сироткина (Верхневолжская набережная, дом 3; построен в 1913-1916 по проекту архитекторов братьев Л.А., В.А. и А.А.Весниных).

Коллекции музея

  • Русская иконопись

Коллекция древнерусской иконописи НГХМ насчитывает около 500 экспонатов. В ее основу были положены два известных в России частных собрания, сформировавшихся в конце XIX – начале XX века. Это собрание Г.М.Прянишникова в Городце и Д.В.Сироткина в Нижнем Новгороде. В музейную коллекцию вошли также произведения из уничтоженных или закрытых после 1917 года храмов и монастырей.

  • Русская живопись XVIII - первой половины XIX вв.

Коллекция русской живописи XVIII – первой половины XIX вв. сформировалась в музее в основном в послереволюционные годы, когда в собрание были переданы произведения, находившиеся прежде во владении известных дворянских и купеческих семей: Шереметевых, Орловых-Давыдовых, Абамелек-Лазаревых, Рукавишниковых и др. В эту группу поступлений входят портреты Ф.С.Рокотова, И.А.Никитина (коллекции В.П.Орлова-Давыдова и П.В.Шереметева), «Гадающая Светлана» К.П.Брюллова – единственное в наследии художника жанровое полотно, написанное на русскую национальную бытовую тему (коллекция В.П.Орлова-Давыдова), «Спящая девушка» и «Девочка с гармоникой» А.Г.Венецианова, "Берега Далмации" И.К.Айвазовского (коллекция С.С.Абамелек-Лазарева) и др. Особое место в собрании музея занимают произведения художников местной арзамасской школы – первой в России частной школы живописи и рисунка, открытой академиком А.В.Ступиным в городе Арзамасе в 1802 году. Музей располагает работами многих ступинских учеников, ставших впоследствии известными живописцами – Н.М.Алексеева-Сыромянского, Н.М.Горбунова, В.Е.Раева, Н.Е.Рачкова и др.

  • Русская живопись второй половины XIX – ХХ вв.

Коллекция дает достаточно полное представление как о творчестве отдельных художников – И.И.Левитана, В.А.Серова, К.А.Коровина, М.В.Нестерова, З.Е.Серебряковой и др., так и о наиболее известных объединениях рубежа веков, к которым относятся общества «Мир искусства», «Союз русских художников», «Голубая роза», «Бубновый валет». Особую значимость имеют монографические коллекции произведений Н.К.Рериха и Б.М.Кустодиева, основная часть которых была подарена А.М.Горьким. В начале 1920-х годов в собрание музея поступила коллекция живописных работ мастеров русского авангарда. В ее составе «Косарь» К.С.Малевича, «Импровизация» В.В.Кандинского, «Кацапская Венера» М.Ф.Ларионова, картины Н.С.Гончаровой, А.М.Родченко, О.В.Розановой, Л.С.Поповой, А.В.Шевченко и др., получившие в последние годы широкую известность.

Раздел живописи ХХ века включает полотна нескольких поколений советских художников – от В.Н.Бакшеева, Ф.С.Богородского, А.А.Дейнеки, Г.Г.Нисского, А.А.Пластова, В.Ф.Стожарова до современных живописцев последнего десятилетия. Это наиболее динамичная часть музейного собрания, пополняющаяся новыми произведениями.

  • Русская графика

Начало коллекции русской графики было положено в период формирования музея. Уже в первой экспозиции, открытой в 1896 году в Дмитриевской башне нижегородского кремля, были представлены многочисленные карандашные рисунки, акварели, гравюры П.ВБасина, Н.Н.Каразина, О.А.Карелиной, Н.А.Кошелева, В.В.Матэ, А.П.Рябушкина, А.Н.Шильдера и других художников. В последующие годы в музей поступили работы А.Н.Бенуа, В.Л.Боровиковского, В.М.Васнецова, Ф.М.Матвеева, И.Е.Репина, А.К.Саврасова, И.И.Шишкина, выполненные в различных графических техниках. В 1960-1970-х годах из частных собраний были приобретены такие шедевры графики, как «Швейцарский пейзаж» Федора Матвеева, «Портрет К.А.Обнинской с зайчиком» Валентина Серова, исторические пейзажи-реконструкции А.М.Васнецова, работы З.Е.Серебряковой. На сегодняшний день коллекция русской графики является самой крупной в музее и насчитывает около 4000 произведений, созданных в XVIII-XX вв.

  • Русская скульптура

Первые произведения русской скульптуры поступили в собрание музея в период его формирования. Это были предметы, подаренные к открытию музея Императорской Академией художеств, частными владельцами и авторами (работы М.Л.Диллон, Н.А.Лаверецкого, А.А.Обера, А.М.Опекушина, В.П.Пащенко, Н.Г.Шлейфера и др.) В 1920-е годы значительная часть первоначальной коллекции была передана в различные учреждения и учебные заведения. На сегодняшний день данная коллекция составляет около 150 предметов. В нее входят произведения, созданные в XVIII-XX вв., выполненные в различных материалах и техниках. Среди них можно выделить работы М.М.Антокольского («Офелия», «Портрет А.А.Краевского»), С.Т.Коненкова («Портрет О.Н.Якунчиковой», «Великосил», «Кора», «Портрет М.П.Мусоргского»), А.М.Опекушина («Модель памятника А.С.Пушкину») и др. Коллекция включает также работы современных авторов, в том числе известных нижегородских скульпторов – В.И.Бебенина, П.И.Гусева, В.И.Пурихова, Т.Г.Холуевой, Л.Т.Ядринцева и др.

  • Русское декоративно-прикладное искусство

обрание декоративно-прикладного искусства объединяет несколько коллекций – фарфора, бронзы, лаковой миниатюры, церковной утвари, народного творчества, мебели, изделий из драгоценных металлов и др. Из них своей цельностью и полнотой отличается коллекция предметов нижегородских народных промыслов, в основном хохломской и городецкой росписи по дереву. Она позволяет проследить историю и развитие сложившихся в XVII столетии местных промыслов, известных сегодня во всем мире. В нее входят авторские работы ведущих мастеров народного искусства – О.С.Батуриной, Л.Ф.Беспаловой, С.П.Веселова, Н.А.Иванова, Ф.Н.Касатовой, А.Е.Коновалова, Л.А.Кубаткиной, О.П.Лушиной, Т.М.Рукиной, А.В.Соколовой, И.К.Сорокина, Н.А.Столесниковой и др.

  • Западноевропейское искусство XV-XX вв. (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство)

Сегодня коллекция западноевропейской живописи насчитывает около 200 произведений, созданных представителями крупнейших художественных школ Европы XV – начала XX веков: итальянской, французской, немецкой, голландской и фламандской. Среди них такие шедевры мирового уровня, как «Лукреция» Лукаса Кранаха Старшего, «Юноша с лютней» Джузеппе Мария Креспи, «Площадь Навона в Риме» Бернардо Белотто, «Христос и самаритянка» Якоба Йорданса, «Овчарня» Давида Тенирса Младшего и др.

Коллекция западноевропейской графики является одной из самых значительных в собрании музея и включает около 1500 работ. Большую ее часть составляет печатная графика, в основном гравюра XVII-XIX вв., исполненная в различных техниках. Она дает достаточно полное представление об особенностях национальных графических школ Западной Европы и о творчестве известных мастеров классической гравюры, таких как Дж.Б.Пиранези, Дж.Вольпато, Ф.Бартолоцци, Ж.Одран, Ж.Эделинк, Ж.Леба, Н.Делоне, У.Вуллетт, У.Уорд и др.

Коллекции западноевропейской скульптуры и декоративно-прикладного искусства невелики по количеству, однако включают в себя значительные по художественной ценности предметы. Начало их формированию было положено частными пожертвованиями и дарами Императорской Академии художеств к открытию музея. В 1920-е годы они существенно пополнились из частных дворянских и купеческих собраний, особенно из крупного художественного собрания В.П.Шереметева.

  • Искусство Востока XVI— первой половины XX вв. (живопись, графика, декоративно-прикладное искусство)