Великий Новгород: здесь русский дух, здесь Русью пахнет...

Где сегодня в России можно найти истинную "русскость"? Ответ на этот вопрос будет вполне логичен – как семейные традиции лучше всего хранятся в длинных династиях, так и «русских дух» лучше всего сохранился в длинной истори

Читать


Детские лагеря в Канаде

Большинство преимуществ североамериканских детских лагерей связано с Канадой.

Читать


Туристу на заметку: Белорусская средневековая живопись

Отправляясь на отдых в Беларусь, стоит подумать не только о жилье, билетах на поезд и местах для прогулок по городу или даже городам. Белоруссия может раскрыть внимательному туристу множество своих тайн и рассказать массу интереснейших историй, стоит только знать, куда смотреть.

Если вы уже купили путевку в Беларусь и знаете, с какими музеями и достопримечательностями посчастливится столкнуться, стоит заранее изучить предлагаемые к осмотру коллекции. Например, Исторический музей Минска таит в себе немало сокровищ уникальной средневековой живописи Беларуси.

Произведений белорусской монументальной и станковой живописи XIV-первой половины XVI века дошло до нас совсем немного. Лучше обстоит дело с миниатюрой: сохранилось несколько рукописей, свидетельствующих о высоком мастерстве белорусских художников и о бережном отношении их к традициям живописи XII-XIII веков (Мстижское евангелие, XIV века; Оршанское евангелие, XIV века). Прекрасным памятником иконописи является икона «Параскева Пятница» (XVI века, Минск, Художественный музей Беларуси) с ее сочетанием звучных красных и синих тонов и золотым орнаментальным фоном.

Мстижское Евангелие

В XVII столетии белорусская живопись все решительнее отходит от средневековой художественной системы. В иконе «Рождество Богородицы» работы художника Петра Евсеевича из Голынич (1649, Минск, Художественный музей Беларуси) сделана попытка сочетать традиционную иконографическую схему с перспективным построением пространства, с объемностью фигур, с введением в изображение бытовых деталей. Под кистью Евсеевича икона превращается в картину на тему «священной истории». Реалистические традиции белорусского искусства особенно отчетливо обнаруживаются в портрете, правда, сохраняющем плоскостность парсуны, но отмеченном остротой и выразительностью точно переданных характеров (портреты Януша Тышкевича и Евфрозины Тышкевич, XVII века, ГИМ).

Стремление белорусского искусства преодолеть средневековые художественные нормы ясно сказалось в искусстве печатной книги. Ее становление связано с именем замечательного белорусского просветителя Георгия (Франциска) Скорины, первые работы которого появились в 1517 году в Праге. Свою издательскую деятельность он продолжил с 1525 года в Вильне. В гравюрах Скорина использует достижения западноевропейской ксилографии. Библейские события трактуются им в реалистическом плане, образы отличаются вполне земным характером. Деятельность Скорины была продолжена Иваном Федоровым и Петром Мстиславцем в Заблудове, а также Симоном Будным.

Познакомиться с этими шедеврами вы можете в турах от клуба «Восемь путешествий», на этой странице.

Гравюра продолжает бурно развиваться в XVII веке. Этому способствовало основание типографий в нескольких городах. Среди них выделялся Могилев, где работали граверы отец и сын Вощанки. Отец, Максим Вощанка, резал сначала гравюры на меди, потом обратился к ксилографии. Его работы свидетельствуют о тщательном изучении западноевропейской гравюры XVII столетия.

Получила в Белоруссии развитие и скульптура. Особенно славились белорусские резчики по дереву. Иконостасы и царские врата их работы отличают мастерство исполнения, затейливость орнаментации, пластичность растительных форм. Во второй половине XVII века многие белорусские скульпторы и резчики работали в Москве.

Просмотров:

Добавлено: 01.06.2016
Тэги не заданы

Материалы на тему